Уроки boris red 5 на русском языке. ⇡ Обзор инструментария

Программа композитинга Boris RED 3.0 GL прекрасно встраивается во многие видеоредакторы, а не только в Premiere, да и при самостоятельном (вне программы монтажа) использовании позволяет добиться весьма впечатляющих результатов, однако метод, когда композитинг производится непосредственно в видеоредакторе, представляется видеомонтажерам весьма заманчивым при решении многих задач. При использовании Boris RED в качестве стороннего плагина в различных монтажках появляются различные нюансы, о которых лучше расскажут специалисты по конкретному видеоредактору. Я вкратце расскажу именно об использовании Boris RED в видеоредакторе Adobe Premiere Pro версии 1.5.

Внимание! Некоторые вещи происходят при выполнении описанных ниже действий ТОЛЬКО при работе в видеоредакторе Adobe Premiere Pro, при использовании Boris RED 3.0 GL в других редакторах или как отдельной программы эффект от описанных действий может быть другим!

Основной замысел статьи - не вооружить читателя полудюжиной готовых приемов, (хотя именно на готовых приемах я и построил свои уроки), которые он будет выполнять, не заморачиваясь причинно-следственной связью своих действий и появляющимися эффектами, а дать представление об общей идеологии обработке видео в этой программе. Здесь вы не найдете полного поочередного описания всех кнопок, пунктов меню и фильтров (я их и сам не знаю, что не мешает мне при необходимости достаточно уверенно использовать эту программу для многих действий), необходимые нам функции будут рассмотрены по мере необходимости.

В Premiere можно использовать Boris Red и как переход (на таймлинии Boris появляются сразу две видеодорожки, иногда это удобно), и как "вещь в себе" (на таймлинии создается отдельная композиция путем выбора пункта меню), но для нашей цели подходит следующее:

применение Boris RED в качестве фильтра к лежащему на таймлинии клипу.

Придание слою видео прозрачности по определенной карте (маске) — замечательный творческий прием. Об этом приеме и способах его реализации в Boris RED 3.0 GL мы и поговорим. Итак, кидаем на таймлинию Premiere небольшой клип и применяем к нему фильтр Boris RED 3.0 GL. Обычно автоматически должен запуститься Boris RED. В случае если мы решаем позже поправить уже имеющийся эффект, то во вкладке "Effect Controls " находим пунктик "Boris RED Filter AP6 " и нажимаем кнопочку "Setup ".

Кидаем фильтр на клип, лежащий на таймлинии, и получаем…

Вот, таймлиния программы. Тут мы будем проводить большую часть работы по композитингу. Все остальные окна, по сути, вторичны, хотя также необходимы для того или иного действия.

  1. Добавить в композицию рисунок из файла
  2. Добавить в композицию градиент (силами Boris)
  3. Добавить сплайновую фигуру (освоить поможет знание Coral Draw или 3D Max, но в любом случае будем разбираться)
  4. Можно выбрать, что будем редактировать. Выбором из выпадающего списка можно подставить вместо видеодорожки любой подходящий файл или создать прямо в Boris понятный ему объект
  5. Слой-маска. В отличие от слоя-маски в Photoshop прозрачность слоя видео определяется не яркостью, а прозрачностью слоя. Видимо, создатели решили, что так проще запомнить. "Прозрачность — прозрачностью"
  6. Собственно, видеодорожка. По большому счету, то, что она представляет, образуется как раз тем, что находится под ней, это не обязательно именно видеофайл или фрагмент
  7. Атакже 8 - Думаю, это переводить не надо. Последнее, что необходимо сделать при работе — решить "или-или".

Итак, мы видим….. Чего только мы не видим! Вид программы способен ввергнуть в уныние пользователя, любящего посмотреть в "интуитивно-понятный интерфейс" и через несколько минут "методом тыка" освоить основные приемы работы. Увы, композитинг - вещь достаточно сложная. Итак, для начала удостоверимся, что у нас появились все нужные для работы панели, если они почему-то куда-то пропали или не появились - вызовем их. Итак, необходимые окна можно "достать" из вкладки Window , а можно нажатием:

Ctrl+2 — вызываем панель Controls . В ней происходит настройка и управление практически всеми параметрами контроля, которые предлагает нам программа. Должна быть однозначно. Обычно располагается в левом верхнем углу, пусть там и остается пока.

Ctrl+3 — вызываем панель Composite . На ней и будем наблюдать все происходящие с нашим видео изменения. Разобраться с размером и качеством изображения несложно, каждый пользователь волен подобрать их под мощность своей машины и размер монитора, там все абсолютно понятно. Правый верхний угол.

Ctrl+4 — вызываем панель Text , она нужна далеко не всегда, просто будем иметь в виду. Панель "постоянной прописки" не имеет, располагайте ее там, где вам удобнее.

Ctrl+9 — вызываем панель Library Browser . Нашему вниманию предстанет огромная библиотека эффектов, совершенно различных стилей и направлений. При некотором умении эти эффекты легко применить к выбранному нами видео и, немного подправив под конкретную задачу, получить сногсшибательный эффект. Левый нижний угол. Панель собственно с таймлинией композиции разместите справа внизу.

Немного о Library Browser , потом поскачем дальше.

Library Browser — удобнейшая библиотека эффектов. По умолчанию эффекты хранятся в папке Keyframe Librares (1 ) программы. Готовых эффектов огромное количество. Эффекты по умолчанию представлены в виде наглядной анимации "что бы происходило с картинкой в виде футбольного мячика". Если это эффект перехода, то мы увидим, "что бы происходило с картинками в виде мячика и кирпичной стены".

  1. Расположение библиотеки
  2. Настройка качества предпросмотра
  3. Проиграть/остановить просмотр выбранного эффекта (выбран первый в третьем ряду)
  4. Генерировать анимированные иконки предпросмотра
  5. Вставить выбранный эффект отдельной дорожкой
  6. "Убить" плоды предыдущих трудов и создать новую композицию на основе выбранного эффекта

При первом запуске программы в окошках эффектов будут черные экранчики. Для того, что бы увидеть превьюшки, нажмите кнопку Generate Thumbnails (4 ) . Создание превьюшек для всей программы — дело долгое, хорошая машина будет трудиться над всей библиотекой около получаса.

Стоит нам выделить мышкой нужный эффект (на картинке это первый в третьем ряду эффект "Old vertical Footage.red ") и в окошечке мы увидим лежащий на таймлинии выделенный клип с примененным эффектом. Чтобы просмотреть анимацию эффекта, необходимо нажать кнопочку (3 ). Кнопка (2 ) даст нам настройку качества показа эффекта. Для того, чтобы применить эффект к клипу, достаточно дважды щелкнуть по выбранному эффекту.

При этом способе эффекту подвергнется только дорожка Video1 , попытки преобразовать таким образом другую дорожку обречены на провал. Расстраиваться рано, это просто быстрый способ подобрать готовый эффект из библиотеки. Способы обойти это ограничение существуют, о них позже.

Итак, мы настроили под себя интерфейс программы. Дорожка Video1 — это и есть наше видео. Обратите внимание, что прямо под ней находится место для дорожки Masc . Оно пока пусто. Можно сразу накинуться на вкладку Filters в окне композитинга и долго перебирать неожиданные эффекты, но мы пока подождем.

Вместо этого выделяем (если еще не выделена) дорожку "Video1" и нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+D . Если по какой-либо причине горячие клавиши не сработали, можно просто щелкнуть правой кнопкой мышки по треку и заказать, что надо.

Наверное, по следующей картинке сразу можно догадаться, что мы получили. Два идентичных трека, закрывающие один другой. Разумеется, на картинке в окне Composite никаких изменений в данном случае не произойдет.

Обратите внимание (и всегда это делайте!) на то, с каким треком в данный момент производится работа. В процессе работы очень легко случайно начать производить манипуляции с другим треком, и потом будет трудно понять, где кроется ошибка.

Теперь отключим верхний трек (Video1), "закрыв глазик", и на всякий случай "защелкнем замочек", чтобы случайными движениями мышки не сбить положение картинки.

Ситуация на экране в окне Composite опять же никак не изменилась, просто мы видим нижний трек, а он идентичен верхнему.

Трэки можно для удобства понимания переименовывать, выбрав соответствующий пункт из выпадающего меню.

Теперь, выделив нижний трек Video1, переходим к самому вкусному.

Вкусное располагается здесь:

Эффектов огромное множество, они удобно разбиты по группам.

Фильтр можно применять любой. Фильтров — огромное количество, они шикарны. С художественной точки зрения мы сейчас проблему рассматривать не будем, на мой взгляд, для наглядности подойдет как раз фильтр Gaussan Blur . Найдите его на соответствующей вкладке.

Очень рекомендую приобрести дополнительные эффекты для Boris Red: Boris Continuum Complete , на момент написания статьи вышла уже четвертая версия. Стильно и вкусно. Огромное количество регулируемых настроек и заготовок.

Посмотрите, что произошло в окне Composite:

А что там могло произойти? Блюр — он и есть блюр. В Boris возможно изменение параметров размытия как одновременно по горизонтали и вертикали, так и отдельно.

Если вы сейчас взглянете на окно Controls (если не помните, как оно выглядит — посмотрите на рисунок выше, не спутайте с изображенным здесь окном таймлинии), то увидите, что оно изменило свой вид и готово к редактированию и настройке этого эффекта.

С настройкой эффекта, думаю, проблем не будет, в Premiere Pro очень похожий интерфейс. Это проистекает из общей идеологии нелинейного монтажа, и, если вы ее уловили, то трудностей возникнуть не должно. Нам сейчас интереснее другое. Разблокируем верхнюю дорожку и сделаем ее видимой. В окне Composite блюр сразу пропадет, это немудрено, верхняя дорожка без эффекта закрыла собой дорожку с эффектом. Начнем мы с маскирования по созданному в Photoshop шаблону (здесь и далее под словом маскирование подразумевается работа с масками, а не то, что можно подумать). Использование графического файла в качестве маски

В Photoshop нарисуем на прозрачном фоне небольшое размытое пятно. Размер я сделал 720х576 пикселей, равный кадру DV видео. Любителям принципа могу посоветовать делать кадр размером 768х576, остальные могут делать как я. При необходимости кадр всегда можно растянуть в Boris.

В Boris нажмем на кнопочку "Add Image Media ". Понятно, что таким способом мы импортируем рисунок. В стандартном диалоге "Открыть " найдем на жестком диске созданный файл, я назвал его 43.psd.

Вид линейки проекта изменился, теперь над двумя дорожками видео у нас парит файл 43.psd.

На рисунке — три трека, которые и составляют нашу композицию. Остальные дорожки (Masc , Transformations , Face и пр.) — это ни что иное, как параметры этих трех треков (один графический файл и две видеодорожки).

Если у вас в окне Composite такая картинка — вы на правильном пути. Если нет — посмотрите внимательно на порядок треков и приведите свой проект в соответствие!

Трэки легко двигаются мышкой, сворачиваются и разворачиваются, только хватать их мышкой следует в том месте, как показано на рисунке, а не за то, что лежит на таймлинии.

Берем трек 43.psd и мышкой тянем на трек маски верхнего видео.

Внимание! Большинство недоуменных вопросов "Почему у меня не получается?" происходит именно на этом моменте!

Не знаю, кто как, а я именно такого эффекта и добивался. Немного подправим его. Очевидно, подразумевалось, что парочка должна стоять в эпицентре "неразмытия". Как? С выделенным как на рисунке треком можно много чего сделать. Видите в верхнем правом окне (Composite ) характерные стрелочки и точки? Подсказка: Мышь+ Ctrl – получите вращение слоя в трех измерениях.

Я думаю, что вам понятно, зачем они нужны. Более тонкая настройка возможна в окне Controls . Вращение в трех плоскостях, масштабирование, прозрачность и кропинг. Как раз этим мы и добиваемся изменения положения и размеров "зоны неразмытости". Все эти параметры регулируются контрольными точками с регулируемым способом изменения параметров (интерполяции). Об этом как-нибудь в другой раз, а пока только напомню:

Аккуратней с треками. Случайный щелчок мышью в окне Composite — и вы выделяете и начинаете изменять параметры совершенно другого трека.

Для того чтобы задать маске (да и любому другому объекту) движение по экрану, нам необходимо научиться создавать контрольные точки анимации. Это достигается выбором нужного нам трека (в данном случае файла 43.psd) маски, подводкой курсора на таймлинии, куда нам надо, и нажатием комбинации Ctrl+N . Далее выделим на таймлинии первую контрольную точку (на рисунке выделена вторая) и проследуем в окно Controls . Вот и движение:

Принцип задания движения — "от меня до следующего дуба", то есть в данном случае, щелкнув левой кнопкой мыши, мы можем выбрать, каким именно образом будет изменяться позиция Х нашего слоя-маски. Мы выбрали сами видите, что. Это означает, что движение маски по оси Х будет с плавным разгоном, и к следующей точке оно плавно затормозится. Далее — на ваш выбор. Хотите — двигайте ползунки на этой панели, хотите — двигайте маску прямо в окне Composite .

Чтобы гарантированно не задеть другой слой при попытках сдвинуть маску (а это обязательно произойдет, ведь обычно Boris старается понять, на чем именно вы щелкаете, в данном случае, не зная, что вы собрались двигать именно маску, выделит и станет двигать именно верхнюю дорожку Video1), есть один способ: выделите нужный трек, и вы увидите в окне Composite , как на изображении появились восемь характерных квадратов, призывающих вас поиграть размерами, и красивый зелено-красно-синий центр некой оси координат. За эти стрелочки и двигайте нужный вам объект, теперь перехода на самый верхний видимый трек не произойдет.

Пусть вас не смущает кажущаяся сложность описанных действий и незначительность полученного результата. Разумеется, использовать круглую маску для маскирования стоящих на набережной влюбленных (да и для любого другого некруглого силуэта) не совсем уместно. Разумеется, при создании в графическом редакторе маски под конкретную задачу уместнее создавать форму, похожую на маскируемый объект.

Я старался подать материал в стиле "совсем ликбез для совсем новичка в вопросах композитинга и маскирования". Если вам хочется большего - вперед, к следующему уроку.

Кроме того: в стратегии то, что мы сделали, называется очень красиво. Называется "вырваться на оперативный простор". Это значит, что теперь мы легко можем добиться глобального изменения нашей картинки очень незначительными средствами.

К нижнему слою вместо блюра (Blur ) применен фильтр BCC Colorize Glow :

А здесь в композицию импортирован еще один слой:

Это видеофайл с изображением бегущих по небу облаков CF101.MOV. Сделано это по аналогии с импортом графического файла. Слева от кнопки Add Image Media находится кнопка Add Movie Media . После того, как файл импортирован и помещен на нужную нам дорожку (между маскированным и нетронутым видео), ему придана прозрачность 50% (параметр Opacity на панели Controls ).

После описанных здесь действий я советую сохранить полученный эффект. Это достигается нажатием комбинации Ctrl+S в главном окне программы. Выберите имя и место сохранения файла с эффектом. Если сохранение произвести в библиотеку эффектов Keyframe Librares , то этот эффект станет виден в окне Library Browser .

Как указывают многие специалисты по композитингу, на определенной стадии овладения этим сложным ремеслом (или искусством, кому как нравится), главную трудность начинает представлять не столько необходимость оперировать слоями, масками и эффектами, управляя десятками параметров, сколько недостаток фантазии. И действительно, задача "изобразить неземной красоты эффект, но так, чтоб было реалистично", звучит абсурдно. Я это пишу к тому, чтобы представить вводную задачу как данность, абстрагировавшись от художественных аспектов данной работы (если честно, она мне нравится. Но суть не в этом, а в том, что сейчас мы рассмотрим чисто технические аспекты воплощения конкретного приема композитинга). Итак, как пишут в школьных учебниках…

Дано :
Влюбленная пара, исполняющая свой первый свадебный танец.
Длина выбранного клипа — примерно 7 секунд.

Идея по украшению видеоряда :
Выделить пару от окружающего фона и с помощью художественных фильтров показать первостепенность и важность этой пары, "прибив" окружающий их фон.

Так как сейчас эффект делаю я, а не принимаю у вас экзамен, то я сразу "забегу в конец учебника" и открою вам "правильный ответ", то есть покажу видеоряд, который мы получим после выполнения всех нужных действий. Выглядеть результат должен так (анимированный.gif):

Для тех, кого именно такая гамма изображения не устраивает, замечу, что после усвоения этого урока по примерно похожей технологии вы сможете путем применения своих эффектов кардинально изменить кадр.

Первый шаг, на который я решаюсь перед обработкой видео в Boris, — это еще в Premiere изменить его скорость. В Premiere по умолчанию нам поможет выделение клипа и "горячая" комбинация клавиш Ctrl+R , после чего можно, не отрываясь от клавиатуры, набрать "50 " (это новая скорость клипа в процентах) и два раза нажать Enter . После чего уже можно применить к клипу эффект Boris RED 3.0 (первый рисунок первого урока). Немного о "горячих клавишах"

Если у вас монитор разрешения меньше чем 1600х1200, то, выполняя прошлый урок, вы заметили, что все панели просто не помещаются на экране, и для удобства выполнения той или иной операции вам приходится "играть в тетрис", закрывая ненужные и вызывая нужные панели. Моментальному приведению панелей к нужному расположению я вас сейчас научу.

1. Расставьте панели для выполнения настройки определенного фильтра, не обращая внимания на другие, ненужные в этот момент панели (например, операций с текстом или поиском нужного фильтра в Library Browser ), закрыв их. Все свободное место отведите под три действительно нужные для этого действия панели.

2. Затем на панели Timeline найдите вкладку Windows и выберите пункт Workspace . Там щелкните мышкой по пункту Save... Введите понятное вам название рабочего пространства. Я на своем компьютере назвал эту схему расположения окон "3(Filters) ".

3. Как, наверное, легко догадаться, я создал таким образом три удобных для меня рабочих пространства, повторив пункты 1 и 2, каждый раз расставляя панели для удобства операций с переброской треков и "общего ковыряния".

Теперь перейдем на вкладку Edit той же панели Timeline и найдем пункт Shortcuts . Если вы занимались самостоятельной настройкой клавиш для Premiere Pro или Edius, то секретов там быть не должно.

Назначим для вызова конкретной схемы рабочего пространства удобную нам клавишу. Видно, что для ранее придуманной комбинации 3(Filtres) , я, не мудрствуя лукаво, назначил клавишу 3 . Мне просто понадобилось вбить циферку "3 " в окошке Key . Таким же образом произошли назначения и двух других пространств. Теперь для моментального перестроения окон в задуманном ранее порядке нужно лишь нажать клавишу 1 , 2 или 3 и получить рабочие окна, скомпонованные под конкретную задачу.

Разумеется, из рисунка видно, что на горячие клавиши настроить можно огромное количество операций, что, безусловно, поможет при выполнении больших объемов работ. Однако я не советую пытаться изобретать очень альтернативные способы раскладки, ведь при поиске ответа на какой-либо вопрос вам часто будут называть стандартные комбинации клавиш, и вы рискуете запутаться.

Создание анимированной маски

Давайте перейдем, наконец, к работе над видеорядом...

Произведем знакомое нам по прошлому уроку .

Следует понимать, что в обоих этих уроках дублирование трека — следствие того, что мы собираемся подвергнуть изменениям только часть картинки. Если бы за танцующей парой, по нашему замыслу, должен был располагаться совершенно другой фон (графическое изображение, сторонний видеоряд и т.д.), смысла дублировать трек не было бы.

Применим к верхнему видео фильтр BBC Colorize Glow из дополнительного набора Boris Continium Complete 4.0 . Нравится мне этот эффект, не жалею, что приобрел. Хм...

Практически каждый фильтр BCC имеет большой комплект встроенных преcетов (presets — заготовки), просто нажмите на поле его настройки вкладку Current и посмотрите, как можно изменить картинку, поиграв с настройками. Но мне понравился именно "умолчабельный" пресет.

Многие эффекты из Boris Continuum Complete 4.0 откажутся работать, если перед их запуском не был проведен тест на совместимость с Open GL вашей видеокарты. К данному эффекту это не относится, но когда будете применять, скажем, эффекты группы ВСС Light, не смущайтесь выскакивающего предупреждения, а в поле настройки фильтра поищите в правом верхнем углу кнопочку Options .

Уже красиво. Нетерпеливые могут сохранять проект и нести отрендеренный клип заказчику, взахлеб рассказывая о мученически долгом творческом поиске. Но, на самом деле, это только начало.

Затем "закроем глазик" у верхней дорожки "Video 1". К нижней дорожке мы применим несколько фильтров. Первым будет фильтр Gaussian Blur из вкладки Filters/Color and Blurs .

Внимательные, наверное, заметили, что мы практически повторяем действия, описанные в уроке 1. Да. Дело не только в повторении, которое мать... учения. Тем проще будет осознать разницу между двумя этими приемами и начать изобретать свои.

К нижней дорожке мы применим несколько фильтров. Первым будет фильтр Gaussian Blur из вкладки Filters/Color and Blurs . Обратите внимание на "замочек" (1 ). Разблокировав его, мы получим возможность изменять только горизонтальное (2 ) или только вертикальное размытие, чем мы и воспользуемся.

Горизонтальному размытию зададим величину 46 , а вертикальному — 11 (дробные доли не учитываем, для нас это не принципиально).

Boris RED 5 является интегрированным приложением для 3D-композитинга, создания титров и эффектов, и обеспечивает высокую производительность в видеоредакторах от Adobe, Apple, Avid, Grass Valley, Media 100 и Sony. Это незаменимый инструмент для пост-производства и вещания, RED-5 предлагает широкий спектр функций прямо на тайм-линии вашего NLE, в тоже время, имеет встроенный автономный движок Red Engine для создания эффектов и последующего рендеринга.

50+ New Transition Effects

Video Tutorial: Create Transitions in Avid, Premiere Pro, and Final Cut Pro


Boris RED предлагает большой набор инструментов для создания спецэффектов, в их числе средства для создания титров, трехмерных эффектов, большая коллекция переходов, инструменты для исправления видеоматериала и многое другое.




В последней 5й версии добавлена поддержка 64-битных приложений, в том числе Adobe CS5 и Sony Vegas 9, добавлено более 60 новых фильтров, в том числе новый фильтр для удаления "шума", для трехуровневой цветокоррекции, для конвертирования SD в HD, для устранения с видео недостатков, возникших из-за битых пикселов или попадания пыли на объектив. Кроме этого, внесены изменения в интерфейс - теперь в программу добавлен редактор кривых, а окно для управления ключами анимации для удобства сделано в виде таблицы.

Программа Boris RED в своем роде уникальна. С одной стороны, это мощнейший инструмент для разработки визуальных эффектов на видео, с другой, очень легкий в освоении, доступный даже тем, кто не имеет большого опыта в использовании спецэффектов.

Что Нового в Boris RED 5:
Boris RED 5 доступен для Adobe Premiere Pro и after effects CS4 и CS4 для Windows, Adobe Premiere Pro и after effects CS4 для Mac, Apple Final Cut Pro (v6 через v7), Avid Media Composer (v4 через v5.5 на Windows и Mac), и Медиа 100 Suite. В бесплатных обновлениях будет добавлена поддержка для Sony Vegas Pro, grass Valley EDIUS и Adobe after effects и Premiere Pro CS4 для Mac.

Ключевые возможности RED 5:
- 3D Text Tools
- Image Restoration & Retouching
- Raster and Vector Paint System
- Corner Pinning and Match Moving
- Optical Image Stabilization
- Standalone Render Engine
- Motion Tracking
- Unwanted Object Removal
- Includes all Boris FX and Graffiti Features
- Over 220 VFX Filters from Boris Continuum Complete and Final Effects Complete

Новые Функции в RED 5:
- User Interface and Workflow Enhancements
- Support for 64-bit Video Editing Applications
- 40+ Filters from Final Effects Complete
- High-quality Image Restoration Tools
- UpRez
- New 3D Particle Effects
- Realistic In-Camera Effects
- Stylized Effects
- Painterly Effects
- 50+ New Transition Effects

Язык интерфейса: Multilingual (Русского нет)
ОС: Windows XP (32-bit), Vista, 7 (32-bit/64-bit)
Таблетка: В наличии.
Размер файла: 245Mb/247MB

Приложений, которые из года в год сохраняют идеологию, заложенную разработчиками с первых версий, совсем немного. Windows, Photoshop, Corel — чтобы перечислить такие «консервативные» приложения, хватит пальцев обеих рук. От версии к версии они совершенствуются, добавляется поддержка нового «железа», улучшается интерфейс, но основная канва, главные принципы работы с программой остаются неизменными. Сегодня мы поговорим об одном из таких приложений — видеоредакторе Boris Red от компании Boris FX. И это не просто видеоредактор, это — один из самых лучших инструментов для обработки видео.

Boris Red — это программа, которая захватывает с первых минут знакомства. Удивительно логичная структура видеоредактора позволяет мгновенно включиться в работу, даже если вы еще не осознаете весь потенциал программы и не успели «прочувствовать» инструментарий. Пользователь интуитивно понимает, в какой части приложения нужно искать нужную настройку или подходящий инструмент.

Boris Red — это полностью самодостаточный видеоредактор, который может быть использован для всех стадий видеомонтажа. Если внимательно изучить возможности этой замечательной программы, можно увидеть, что она содержит все необходимые средства обработки видео — от цветокоррекции до стабилизации картинки.

Тем не менее с самого начала своего существования эта программа позиционировалась как вспомогательный инструмент для обработки видеоматериала. Являясь по сути самостоятельным приложением, Boris Red никогда не претендовал на звание основного инструмента для видеомонтажа, предлагая пользователям удобную интеграцию с уже привычными видеоредакторами от таких известных фирм, как Adobe, Apple, Avid, Grass Valley, Media 100 и Sony.

Ниша, которую занимает Boris Red на рынке программ для обработки видео, выбрана очень метко: визуальные эффекты были, есть и будут востребованными. Что же отличает Boris Red от прочих средств для имитации визуальных эффектов? Если попытаться сформулировать ответ в двух словах, это — широкие возможности, которые ограничиваются только фантазией пользователя. Чтобы понять, что означает «широкие возможности», с программой необходимо начать работать.

⇡ Стабильность и производительность

Спрос на приложения для обработки видео сегодня достаточно велик, и это неудивительно. Техника становится все доступнее и лучше, поэтому многие спешат приобрести ее и попробовать себя в роли Спилберга. Востребованность программ для работы с цифровым видео привела к появлению большого количества некачественного ПО. Порой даже известные производители торопятся угодить пользователям и выпускают откровенно «сырые» и плохо протестированные программы, которые закрываются уже при импорте клипов и заставляют намертво «виснуть» компьютер.

Но это все, конечно, не про Boris Red. Одна из особенностей программы — стабильная работа. Здесь стоит напомнить, что движок этого видеоредактора начинал разрабатываться в то время, когда производительность компьютеров была намного ниже. Наложение спецэффектов на видео — это сложный процесс, требующий значительных аппаратных ресурсов. Соответственно, при создании алгоритмов визуализации движка Boris Red программисты уделяли особое внимание оптимизации использования ресурсов, имеющихся в распоряжении программы.

Например, в Boris Red имеется несколько режимов предпросмотра, предназначенных для быстрой оценки готового проекта. Программа может задействовать оперативную память, поместив в нее результат предварительного просчета. Предварительный просмотр может быть «облегченным» — видеоредактор позволяет временно понизить частоту кадров в два или четыре раза и сгенерировать в оперативной памяти результат.

Некоторые визуальные эффекты Boris Red вполне можно повторить стандартными средствами какого-нибудь инструмента для обработки видео, скажем, того же Adobe Premiere. Однако на их создание уйдет намного больше времени (ведь нужно еще поломать голову над комбинацией фильтров и масок, чтобы получить желаемый эффект), а сам проект станет заметно более тяжелым. Создавая аналогичный эффект в Boris Red, можно быть полностью уверенным, что обработка видеоматериала не вызовет утомительных подвисаний программы, даже если концепция видеоэффекта очень сложна и включает в себя огромное количество фильтров и треков. Сведенная к минимуму вероятность аварийного завершения работы приложения — залог того, что многочасовая работа не канет в Лету из-за неприятного «форс-мажора».

⇡ Интерфейс и основные возможности

В последних версиях Boris Red получил цельную оболочку — границы отдельных окон можно менять, подбирая тем самым оптимальное соотношение элементов интерфейса. Кроме этого, программа поддерживает разные варианты расположения окон, каждый из которых удобен для выполнения определенного рода задач — создания титров, работы с конкретной группой эффектов и так далее.

Того, кто в первый раз увидит интерфейс Boris Red, внешний вид программы вряд ли удивит. Рабочий стол с временной шкалой, менеджер мультимедийных данных, которые используются в текущем проекте, окно предварительного просмотра и область для управления настройками примененных инструментов — все это вполне ожидаемые вещи для пользователя, который считает себя выше новичка в видеомонтаже.

Однако эта простота обманчива, и доказательства тому становятся очевидными по мере того, как вы начинаете постигать возможности Boris Red. Например, не во всяком именитом видеоредакторе присутствует возможность управления неограниченным количеством видеослоев. А в Boris Red — пожалуйста. В каком еще редакторе количество фильтров будет исчисляться сотнями без установки дополнительных модулей? В Boris Red таких плюсов можно найти очень много.

Возьмем, к примеру, такой неотъемлемый инструмент любого профессионального редактора, как текст. Понятно, что и в Adobe Premiere, и в Sony Vegas, и вообще в любом другом профессиональном редакторе можно найти инструменты для создания титров. Обычно титры можно видоизменять — настраивать гарнитуру, менять размер надписей, управлять начертанием, положением и цветом текста.

Всем этим можно заниматься и в Boris Red, но последний делает создание титров действительно творческим процессом. К тексту можно применить группу фильтров, заставив надпись растаять дымкой или рассыпаться на отдельные фрагменты. Кроме этого, текстовыми параметрами (как и любыми другими настройками объектов в Boris Red) можно гибко управлять — анимировать и задавать конкретные значения на любом отрезке времени.

⇡ Обзор инструментария

Видеоредактор содержит большое количество самых разных инструментов, которые можно условно разделить на несколько категорий.

Фильтры

Это одна из самых важных групп инструментов программы. В состав Boris Red входят солидные наборы фильтров Boris Continuum Complete и Final Effects Complete, где можно найти эффекты на все случаи жизни. На скриншоте ниже можно увидеть лишь одну из групп доступных эффектов.

Принцип работы фильтров и их предназначение может быть самым разным — от реставрации изображения и трекинга до стилизации и создания всевозможных видеоэффектов. В некоторых случаях Boris Red может выступать в роли интерактивного графического редактора. Программа умеет создавать быстрые маски, может клонировать области, действуя аналогично инструменту Clone Stamp в Photoshop.

Особо следует отметить фильтр, предназначенный для устранения шумов. Даже дорогие камеры имеют некоторый порог чувствительности, за пределами которого появляются неприятные артефакты в виде зернистости изображения. Обычно это происходит при плохих условиях съемки, когда освещения недостаточно. Инструмент для подавления шума очищает картинку от подобного рода дефектов, причем делает это достаточно аккуратно.

Векторные элементы и частицы

Анимированная графика — это одно из самых главных направлений программы. Инструменты motion graphics дают возможность создавать любые векторные формы, а также превращать их в трехмерные объекты. Кстати, по количеству инструментов для создания трехмерных эффектов Boris Red приближается к самому настоящему трехмерному редактору. В программе можно управлять положением 3D-объектов (равно как и ориентацией плоских слоев), есть возможность использования виртуальных источников света и так далее.

Еще один признак трехмерного редактора — возможность использования в проектах источников частиц. Применение этого инструмента может быть самым разным — от имитации природных явлений, таких как дождь или снег, до создания эффекта рассыпающихся букв и прочих.

Эффекты переходов

И последняя большая группа визуальных эффектов в программе — это эффекты переходов. Пользователь, который работает в Boris Red, экономит массу времени. В любом другом видеоредакторе приходится долго жонглировать инструментами, создавая красивый и запоминающийся эффект. В видеоредакторе от компании Boris FX все намного проще, ведь под рукой постоянно есть огромная библиотека шаблонов. В этой библиотеке можно быстро найти оптимальный вариант того или иного эффекта перехода, нужное оформление титров, анимированные градиенты и многое другое.

Анимация

Программа может работать в двух режимах: статическом и режиме создания анимации. Последний позволяет добавлять анимированные эффекты — он основан на классическом методе создания ключевых кадров. Пользователю необходимо лишь указать контрольные значения анимируемого параметра в исходном и конечном месте клипа, а все промежуточные значения видеоредактор просчитает сам. Эффекты переходов, фильтры и прочие инструменты программы содержат невероятное количество настроек. В результате общее число оригинальных визуальных эффектов, которые можно сотворить в Boris Red, оказывается бесконечно большим.

Принцип ключей анимации используется довольно широко, и этот подход можно встретить в любом крупном видеоредакторе. Однако есть существенное различие между анимацией в Boris Red и любой другой программе для видеомонтажа.

Во-первых, напротив любого анимируемого параметра имеется настройка для быстрого выбора зависимости, характеризующей процесс изменения от значения в первом ключевом кадре до второго ключевого кадра. Например, если анимировать параметр яркости, выбранные значения зависимости могут повлиять на анимацию так, чтобы яркость на конечном видео изменялась по линейному закону, с ускорением, с замедлением, скачкообразно, волнообразно и так далее.

Во-вторых, пользователям доступен такой полезный инструмент, как граф анимации. Он необходим в тех случаях, когда стандартных предустановок, определяющих форму зависимости изменения анимируемого параметра во времени, недостаточно. Граф анимации служит для сложных анимационных проектов. Он дает возможность вручную определить форму графической зависимости изменяемого параметра.

⇡ Заключение

Создавая свою компанию в уже далеком 1995 году, основатель всемирно известного бренда Boris FX Борис Ямнитский (Boris Yamnitsky) сумел в каком-то смысле предугадать будущее. Менялись форматы, появлялись новые стандарты и, самое главное, — росли аппаратные возможности компьютеров, но Boris Red был и остается одним из самых востребованных инструментов в сфере создания визуальных эффектов.

Профессиональный видеоредактор не обязательно должен быть сложным, и в этом легко убедиться, попробовав работать с Boris Red. Разумеется, некоторое время придется потратить на то, чтобы разобраться с многочисленными настройками инструментов, но, поверьте, результат обязательно оправдает ваши ожидания.

Урок 1.
Знакомимся с интерфейсом программы

Итак, запускаем программу. Она может работать как сама по себе, так и встраиваться в видеоредакторы, в чем ее одно из главных достоинств.

Для начала удостоверимся, что у нас появились все нужные для работы панели, если они куда-то почему-то пропали или не появились – вызовем их. Необходимые окна можно достать из вкладки Window, а можно нажатием:

Ctrl+2 – вызываем панель Controls . В ней происходит настройка и управление практически всех параметров контроля, которые предлагает нам программа. Должна быть однозначно. Обычно располагается в левом верхнем углу, пусть там и остается пока.

Ctrl+3 – вызываем панель Composite . На ней и будем наблюдать все происходящие с нашим видео изменения. Разобраться с размером и качеством изображения несложно, каждый пользователь волен подобрать их под мощность своей машины и размер монитора, там все абсолютно понятно. Правый верхний угол.

Ctrl+4 – вызываем панель Text, она нужна далеко не всегда, просто будем иметь в виду. Собственно, панель «постоянной прописки» не имеет, располагайте ее там где Вам удобнее.

Ctrl+9 – вызываем панель Library Browser. Нашему вниманию предстанет огромная библиотека эффектов, совершенно различных стилей и направлений. При некотором умении эти эффекты легко применить к выбранному нами видео и, немного подправив под конкретную задачу получить сногсшибательный эффект. Левый нижний угол. Панель собственно с таймлайном композиции разместите справа внизу
Library Browser – удобнейшая библиотека эффектов. По умолчанию эффекты хранятся в папке Keyframe Librares (1) программы. Готовых эффектов огромное количество. Эффекты по умолчанию представлены в виде наглядной анимации «что бы происходило с картинкой в виде футбольного мячика». Если это эффект перехода, то мы увидим «что бы происходило с картинками в виде мячика и кирпичной стены».

1- Расположение библиотеки

2- Настройка качества предпросмотра

3- Проиграть/остановить просмотр выбранного эффета (выбран первый в третьем ряду)

4- Генерировать анимированные иконки предпросмотра

5- Вставить выбранный эффект отдельной дорожкой

6- Убить плоды трудов и создать новую композицию на основе выбранного эффекта

При первом запуске программы в окошках эффектов будут черные экранчики. Для того, что бы увидеть превьюшки, нажмите кнопку (4) Generate Thumbnails. Создание превьюшек для всей программы – дело долгое, хорошая машина будет трудиться над всей библиотекой около получаса.

Стоит нам выделить мышкой нужный эффект (на картинке это первый в третьем ряду эффект «Old vertical и Footage.red») и в окошечке мы увидим лежащий на таймлайне выделенный клип с примененным эффектом. Что бы просмотреть анимацию эффекта необходимо нажать кнопочку (3). Кнопка (2) даст нам настройку качества ПОКАЗА эффекта.

При этом способе эффекту подвергнется ТОЛЬКО ДОРОЖКА Video1, попытки преобразовать таким образом другую дорожку обречены. Расстраиваться рано, это просто быстрый способ подобрать готовый эффект из библиотеки. Способы обойти это существуют, о них позже.

Итак, начнем совершать над видео простейшие операции. Применим фильтр Борис Ред к клипу, лежащему на таймлайне... ну, скажем, Премьера CS3. Окно программы запустится автоматически, и мы увидим же знакомый (немного) интерфейс. Начнем с таймлайна.

Таймлайн:

1 – Добавить в композицию рисунок из файла

2 – Добавить в композицию градиент (силами Бориса)

3 – Добавить сплайновую фигуру (освоить поможет знание Coral Draw или 3D Max, но в любом случае будем разбираться)

4 – Можно выбрать, что будем редактировать. Выбором из выпадающего списка можно подставить вместо видеодорожки любой подходящий файл или создать прямо в Борисе понятный ему объект.

5- Слой-маска. В отличие от слоя-маски в Фотошопе прозрачность слоя видео определяется не яркостью а прозрачностью слоя. Видимо создатели решили, что так проще запомнить. «Прозрачность – прозрачностью».

6- Собственно, видеодорожка. По большому счету, то, что она представляет, образуется как раз тем, что находится под ней, это не обязательно именно видеофайл или фрагмент.

7, 8 – Ну, это, думаю, переводить не надо.
О ГОРЯЧИХ КЛАВИШАХ

Для удобства совершения над видео самых простых операций, разработчики создали три т.н. ШОРТКАТА - W, E, R. Русское значение этого непонятного слова - "Горячая клавиша". Т.е. нажав этот самый шорткат мы моментально получаем квыполнение какой-либо операции.

Итак, по умолчанию наш компоузер находится в состоянии, эквиваленнтному нажатию клавиши W . Стрелочки имеют вид такой, как на левом из предложенных рисунков. - они увенчаны разноцветными конусами. Потянув за каждый из этих конусов, мы получаем ПЕРЕМЕШЕНИЕ слоя по осям Х, Y, Z.

Нажав клавишу E мы видим, что на концах координатных осей вместо конусов появились шарики (средний рисунок). Теперь, хватая и таща мышкой эти шарики мы получаем возможность РАЗВОРАЧИВАТЬ слой по осям Х, Y, Z

Калвиша R ведет к опявлению на осях цветных кубиков, манипулруя которыми мы можем менять пропорции высоты и ширины слоя видео по осям Х и Y . Т.к. толщина видео у нас считается величиной бесконечно малой, возможности совершать эту операцию по оси Z нет.

Вообще, использование горячих клавиш может при достаточной сноровке очень облегчить выполнение многих операций. Список горячих клавиш в Борисе очень большой, и ак в настоящей профессиональной программе, разработчики дали возможность пользователю настроить многие из этих команд под себя. Достаточно выполнить команду Edit/Shortcuts , как мы попадем в меню настройки горячих клавиш под себя. Как мы видим, огромное количество команд легко вызываются с клавиатуры нажатие одной-двух-трех клавиш.


Советую обратить внимание и запомнить горячие клавиши тех операций, которыми ользоваться приходится довольно часто. Например, посмотрев список, можно сразу "взять на вооружение" знание того, что нажатие пробела при выделенном таймлайне приводит к воспроизведению-остановке видео, нажатие Page Up и Page Down приводит к движению курсора на таймлайне на один кадр вперед/назад. И таких команд огромное множество, советую постепенно запоминать их, для быстрой работы это необходимо.
Некотрые параметры окна Comtrols

В окне Comtrols, как мы видим, имеется много вкладок. Скажем более, они будут меняться в зависимости от того, что за трэк мы выделим на таймалйне. Сейчас немного подробнее. Как мы уже поняли, первая вкладка, Position, отвечает за геометрическое расположение слоя видео на экране. Мы можем регулировать ее положение, масштаб, прозрачность, вращение в трех плоскостях.

Вкладка Pivot
отвечает за смещение центра картинки, вокруг которых и происходят все вращения и перемещения. Буквально с английского - "штырь", т.е. расположение осей, на которые насажен слой. Разблокируйте замочки на каждой из трех групп и Вы сможете, оперируя вкладками Pivot X, Y и Z сместить центр вращения слоя, точку, к которой мы применяем все операции вкладки Position.

На этом рисунке видно, что в результате смещения ползунков по Х и У, картинка сместилась относительно центра вращения. При этом сам центр вращения в нашем случае остался неизменен. Теперь при задании вращения, картинка убдет вращатся не относительно геометрического центра, а относительно НОВОГО, установленного нами на вкладке Pivot . Самый удобный пример - анимация вращения часовой стрелки. Импортировав графический файл со стрелкой, мы всегда приведем точку вращения туда, куда нам нужно.

Вкладка Camera
Тот, комиу приходилось работать в программах трехмерной графики, наверняка сразу поймут значение этой функции. Манипулируя параметром Distance мы всегда сможем представить катинку так, как если бы снимали обрабатываемый слой видео с близкого расстояния широким углом или наоборот, телевиком с большой дистанции.

Параметры Сamera X и Camera Y отвечают за то, правее, левее, или ниже или выше от нашего слоя находится наша виртуальная камера. Вкладка незаменима при таких приемах, как, скажем, размещении на каком-то произвольно отснятом таблоиде или экране телевизора нашего изображения.

Вкладка Motion Blur
Смаз от движущихся объектов. Двигать объекты мы еще не научились, но забегая вперед скажу что разумеется, двигать объекты мы скоро будем, какое же видео без движения? Как известно, чем быстрее движется реальный объект, тем сильнее он размазывается на видео и фото. Вот имитировать такой смаз и призана эта вкладка. Достаточно поставить галочку напротив пункта Enable Motion и при движении объекта мы получим характерный "смаз".

Следует понимать, что если на слое видео, к которому применен Motion Blur есть движущийся объект то активация данной вкладки ни даст ничего , т.к. этот параметр не производит анализа того что происходит в кадре. Для того, что бы придать смаз от движения (например, подчеркнуть стремительность движения спортсмена), необходимо применять фильтры (в Boris RED есть одноименный фильтр, который анализирует соседние кадры, вычисляет движущийся объект и размывает его по направлению движения, но об этом позже). Надеюсь что понятно. Летящий слой видео размазывается, а размазать на неподвижном слое едущий автомобиль этим фильтром невозможно.


На этой картинке видно, что смазан кадр со стоящим автомобилем , а вовсе не автомобиль

Вкладка Border
Ну, тут все должно быть понятно.


Цвет бордюра, его размер и мягкость. Кроме того, выбирая Border, Sourse, или Boder and Sourse мы можем выбрать, какая именно граница (внутренняя,внешняя, или обе будут смягчатся.

Вкладка Light
Ждать от программы компоузинга серьезной работы с виртуальными источниками света как то наивно, но тем не менее создатели Бориса номинально предусмотрели вероятность, что пользователю захочется создать ощущение, будто слой с видео подсвечен различными источниками света. Ничего больше от этой функции советую не ждать, но в общем, при желании этот эффект можно применить примерно вот таким образом:

В данном случае я просто поставил две галочки активации двух источников света, выбрал красный и синий цвет и поиграв остальными параметрами получил вот такой результат. параметы эти наверняка знакомы тем, кто занимался трехмерной графикой, напомню только, что программа Боис РЕД и 3Д Макс - разные программы, и ждать мощного инструментария для работы со светом не стоит.

Правда, добавлю, что Борис РЕД имеет огромное количество фильтров (рассмотрим позже) и прекрасно дополняется огромным количеством плагинов от сторонних производителей (обычно к нему подходят плагины, выпускаемые для программы Adobe After Effects), которые дают ощутимо бОльший инструменарий, в том числе для работы с виртуальными источниками света.

Вкладка Shadow
Как наверное понятно из названия, позволяет дать тень слою. Настройки не содержат ничего необычного.

Вкладка Сrop

Позволяет производить то, что фотографы называют словом "выкадровка". Подрезать кадр справа, слева, сверху и снизу, при этом возможно смягчить границы подрезки.

Вкладка Masc

Маска - это специальный рисунок на отдельном слое, который задает, какой участок объекта прозрачен и насколько. Эта вкладка как и всегда, предназначена для простого экспресс-маскирования, для более сложных работ в Борис РЕДе есть огромное количество точных и выразительных инструментов. Эта же вкладка позволяет не "стрелять из пушки по воробьям", т.е. быстренько сделать несложное маскирование.

Повертев параметры вкладки "методом Тыка" нетрудно убедится, что на первый взгляд операции полностью идентичны операциями во вкладке Crop. Однако, есть два осущественных отличия:

1. Появилась возможность инвертировать маску, т.е. получить вот такой вариант изображения:

2. Маска не привязана к слою видео, при смещении оного она остается неподвижной.

Урок 1.
Знакомимся с интерфейсом программы

Итак, запускаем программу. Она может работать как сама по себе, так и встраиваться в видеоредакторы, в чем ее одно из главных достоинств.

Для начала удостоверимся, что у нас появились все нужные для работы панели, если они куда-то почему-то пропали или не появились – вызовем их. Необходимые окна можно достать из вкладки Window, а можно нажатием:

Ctrl+2 – вызываем панель Controls . В ней происходит настройка и управление практически всех параметров контроля, которые предлагает нам программа. Должна быть однозначно. Обычно располагается в левом верхнем углу, пусть там и остается пока.

Ctrl+3 – вызываем панель Composite . На ней и будем наблюдать все происходящие с нашим видео изменения. Разобраться с размером и качеством изображения несложно, каждый пользователь волен подобрать их под мощность своей машины и размер монитора, там все абсолютно понятно. Правый верхний угол.

Ctrl+4 – вызываем панель Text, она нужна далеко не всегда, просто будем иметь в виду. Собственно, панель «постоянной прописки» не имеет, располагайте ее там где Вам удобнее.

Ctrl+9 – вызываем панель Library Browser. Нашему вниманию предстанет огромная библиотека эффектов, совершенно различных стилей и направлений. При некотором умении эти эффекты легко применить к выбранному нами видео и, немного подправив под конкретную задачу получить сногсшибательный эффект. Левый нижний угол. Панель собственно с таймлайном композиции разместите справа внизу
Library Browser – удобнейшая библиотека эффектов. По умолчанию эффекты хранятся в папке Keyframe Librares (1) программы. Готовых эффектов огромное количество. Эффекты по умолчанию представлены в виде наглядной анимации «что бы происходило с картинкой в виде футбольного мячика». Если это эффект перехода, то мы увидим «что бы происходило с картинками в виде мячика и кирпичной стены».

1- Расположение библиотеки

2- Настройка качества предпросмотра

3- Проиграть/остановить просмотр выбранного эффета (выбран первый в третьем ряду)

4- Генерировать анимированные иконки предпросмотра

5- Вставить выбранный эффект отдельной дорожкой

6- Убить плоды трудов и создать новую композицию на основе выбранного эффекта

При первом запуске программы в окошках эффектов будут черные экранчики. Для того, что бы увидеть превьюшки, нажмите кнопку (4) Generate Thumbnails. Создание превьюшек для всей программы – дело долгое, хорошая машина будет трудиться над всей библиотекой около получаса.

Стоит нам выделить мышкой нужный эффект (на картинке это первый в третьем ряду эффект «Old vertical и Footage.red») и в окошечке мы увидим лежащий на таймлайне выделенный клип с примененным эффектом. Что бы просмотреть анимацию эффекта необходимо нажать кнопочку (3). Кнопка (2) даст нам настройку качества ПОКАЗА эффекта.

При этом способе эффекту подвергнется ТОЛЬКО ДОРОЖКА Video1, попытки преобразовать таким образом другую дорожку обречены. Расстраиваться рано, это просто быстрый способ подобрать готовый эффект из библиотеки. Способы обойти это существуют, о них позже.

Итак, начнем совершать над видео простейшие операции. Применим фильтр Борис Ред к клипу, лежащему на таймлайне... ну, скажем, Премьера CS3. Окно программы запустится автоматически, и мы увидим же знакомый (немного) интерфейс. Начнем с таймлайна.

Таймлайн:

1 – Добавить в композицию рисунок из файла

2 – Добавить в композицию градиент (силами Бориса)

3 – Добавить сплайновую фигуру (освоить поможет знание Coral Draw или 3D Max, но в любом случае будем разбираться)

4 – Можно выбрать, что будем редактировать. Выбором из выпадающего списка можно подставить вместо видеодорожки любой подходящий файл или создать прямо в Борисе понятный ему объект.

5- Слой-маска. В отличие от слоя-маски в Фотошопе прозрачность слоя видео определяется не яркостью а прозрачностью слоя. Видимо создатели решили, что так проще запомнить. «Прозрачность – прозрачностью».

6- Собственно, видеодорожка. По большому счету, то, что она представляет, образуется как раз тем, что находится под ней, это не обязательно именно видеофайл или фрагмент.

7, 8 – Ну, это, думаю, переводить не надо.
О ГОРЯЧИХ КЛАВИШАХ

Для удобства совершения над видео самых простых операций, разработчики создали три т.н. ШОРТКАТА - W, E, R. Русское значение этого непонятного слова - "Горячая клавиша". Т.е. нажав этот самый шорткат мы моментально получаем квыполнение какой-либо операции.

Итак, по умолчанию наш компоузер находится в состоянии, эквиваленнтному нажатию клавиши W . Стрелочки имеют вид такой, как на левом из предложенных рисунков. - они увенчаны разноцветными конусами. Потянув за каждый из этих конусов, мы получаем ПЕРЕМЕШЕНИЕ слоя по осям Х, Y, Z.

Нажав клавишу E мы видим, что на концах координатных осей вместо конусов появились шарики (средний рисунок). Теперь, хватая и таща мышкой эти шарики мы получаем возможность РАЗВОРАЧИВАТЬ слой по осям Х, Y, Z

Калвиша R ведет к опявлению на осях цветных кубиков, манипулруя которыми мы можем менять пропорции высоты и ширины слоя видео по осям Х и Y . Т.к. толщина видео у нас считается величиной бесконечно малой, возможности совершать эту операцию по оси Z нет.

Вообще, использование горячих клавиш может при достаточной сноровке очень облегчить выполнение многих операций. Список горячих клавиш в Борисе очень большой, и ак в настоящей профессиональной программе, разработчики дали возможность пользователю настроить многие из этих команд под себя. Достаточно выполнить команду Edit/Shortcuts , как мы попадем в меню настройки горячих клавиш под себя. Как мы видим, огромное количество команд легко вызываются с клавиатуры нажатие одной-двух-трех клавиш.


Советую обратить внимание и запомнить горячие клавиши тех операций, которыми ользоваться приходится довольно часто. Например, посмотрев список, можно сразу "взять на вооружение" знание того, что нажатие пробела при выделенном таймлайне приводит к воспроизведению-остановке видео, нажатие Page Up и Page Down приводит к движению курсора на таймлайне на один кадр вперед/назад. И таких команд огромное множество, советую постепенно запоминать их, для быстрой работы это необходимо.
Некотрые параметры окна Comtrols

В окне Comtrols, как мы видим, имеется много вкладок. Скажем более, они будут меняться в зависимости от того, что за трэк мы выделим на таймалйне. Сейчас немного подробнее. Как мы уже поняли, первая вкладка, Position, отвечает за геометрическое расположение слоя видео на экране. Мы можем регулировать ее положение, масштаб, прозрачность, вращение в трех плоскостях.

Вкладка Pivot
отвечает за смещение центра картинки, вокруг которых и происходят все вращения и перемещения. Буквально с английского - "штырь", т.е. расположение осей, на которые насажен слой. Разблокируйте замочки на каждой из трех групп и Вы сможете, оперируя вкладками Pivot X, Y и Z сместить центр вращения слоя, точку, к которой мы применяем все операции вкладки Position.

На этом рисунке видно, что в результате смещения ползунков по Х и У, картинка сместилась относительно центра вращения. При этом сам центр вращения в нашем случае остался неизменен. Теперь при задании вращения, картинка убдет вращатся не относительно геометрического центра, а относительно НОВОГО, установленного нами на вкладке Pivot . Самый удобный пример - анимация вращения часовой стрелки. Импортировав графический файл со стрелкой, мы всегда приведем точку вращения туда, куда нам нужно.

Вкладка Camera
Тот, комиу приходилось работать в программах трехмерной графики, наверняка сразу поймут значение этой функции. Манипулируя параметром Distance мы всегда сможем представить катинку так, как если бы снимали обрабатываемый слой видео с близкого расстояния широким углом или наоборот, телевиком с большой дистанции.

Параметры Сamera X и Camera Y отвечают за то, правее, левее, или ниже или выше от нашего слоя находится наша виртуальная камера. Вкладка незаменима при таких приемах, как, скажем, размещении на каком-то произвольно отснятом таблоиде или экране телевизора нашего изображения.

Вкладка Motion Blur
Смаз от движущихся объектов. Двигать объекты мы еще не научились, но забегая вперед скажу что разумеется, двигать объекты мы скоро будем, какое же видео без движения? Как известно, чем быстрее движется реальный объект, тем сильнее он размазывается на видео и фото. Вот имитировать такой смаз и призана эта вкладка. Достаточно поставить галочку напротив пункта Enable Motion и при движении объекта мы получим характерный "смаз".

Следует понимать, что если на слое видео, к которому применен Motion Blur есть движущийся объект то активация данной вкладки ни даст ничего , т.к. этот параметр не производит анализа того что происходит в кадре. Для того, что бы придать смаз от движения (например, подчеркнуть стремительность движения спортсмена), необходимо применять фильтры (в Boris RED есть одноименный фильтр, который анализирует соседние кадры, вычисляет движущийся объект и размывает его по направлению движения, но об этом позже). Надеюсь что понятно. Летящий слой видео размазывается, а размазать на неподвижном слое едущий автомобиль этим фильтром невозможно.


На этой картинке видно, что смазан кадр со стоящим автомобилем , а вовсе не автомобиль

Вкладка Border
Ну, тут все должно быть понятно.


Цвет бордюра, его размер и мягкость. Кроме того, выбирая Border, Sourse, или Boder and Sourse мы можем выбрать, какая именно граница (внутренняя,внешняя, или обе будут смягчатся.

Вкладка Light
Ждать от программы компоузинга серьезной работы с виртуальными источниками света как то наивно, но тем не менее создатели Бориса номинально предусмотрели вероятность, что пользователю захочется создать ощущение, будто слой с видео подсвечен различными источниками света. Ничего больше от этой функции советую не ждать, но в общем, при желании этот эффект можно применить примерно вот таким образом:

В данном случае я просто поставил две галочки активации двух источников света, выбрал красный и синий цвет и поиграв остальными параметрами получил вот такой результат. параметы эти наверняка знакомы тем, кто занимался трехмерной графикой, напомню только, что программа Боис РЕД и 3Д Макс - разные программы, и ждать мощного инструментария для работы со светом не стоит.

Правда, добавлю, что Борис РЕД имеет огромное количество фильтров (рассмотрим позже) и прекрасно дополняется огромным количеством плагинов от сторонних производителей (обычно к нему подходят плагины, выпускаемые для программы Adobe After Effects), которые дают ощутимо бОльший инструменарий, в том числе для работы с виртуальными источниками света.

Вкладка Shadow
Как наверное понятно из названия, позволяет дать тень слою. Настройки не содержат ничего необычного.

Вкладка Сrop

Позволяет производить то, что фотографы называют словом "выкадровка". Подрезать кадр справа, слева, сверху и снизу, при этом возможно смягчить границы подрезки.

Вкладка Masc

Маска - это специальный рисунок на отдельном слое, который задает, какой участок объекта прозрачен и насколько. Эта вкладка как и всегда, предназначена для простого экспресс-маскирования, для более сложных работ в Борис РЕДе есть огромное количество точных и выразительных инструментов. Эта же вкладка позволяет не "стрелять из пушки по воробьям", т.е. быстренько сделать несложное маскирование.

Повертев параметры вкладки "методом Тыка" нетрудно убедится, что на первый взгляд операции полностью идентичны операциями во вкладке Crop. Однако, есть два осущественных отличия:

1. Появилась возможность инвертировать маску, т.е. получить вот такой вариант изображения:

2. Маска не привязана к слою видео, при смещении оного она остается неподвижной.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх